Новости

 
21.10.2008
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин: «После мирового финансового кризиса возникнет новый экономический порядок»
«Мы в сложном положении, но Запад - в катастрофическом»

- Владимир Иванович, первый вопрос, само собой, о кризисе. Ваша компания его уже почувствовала?

- Конечно. Все это неизбежно сказывается. И прежде всего на наших планах. Мы же должны планировать денежные затраты, чтобы запускать различные программы. И на сегодняшний день точно скажу: в нужные сроки не состоится выпуск наших евробондов (высоконадежные долговые бумаги, выпускаемые правительством либо госкомпаниями, чтобы привлечь инвестиции. - Ред.). Свободных денег нет, поэтому наши облигации сейчас никто не станет покупать. А это минус 70 миллиардов рублей.

Что значит такая сумма? Это инвестиции, которые нам нужны для развития инфраструктуры, строительства новых объектов.

- Неужели все так плохо?

- Ну, с другой стороны, возможно, что снижение темпов развития железной дороги будет компенсировано. Уже вышло постановление правительства по двум нашим проектам. Их профинансируют из инвестиционного фонда страны. И если государство выполнит свои обязательства, то мы продолжим развитие. Дай бог, чтобы так и было.

- И вероятность, что какие-то проекты все-таки будут замораживаться, остается?

- Безусловно. Но компания думает об инвестициях в будущее. А они зависят от развития экономики, промышленности, условий кредитования. То есть кризис в любом случае повлияет на инвестиционную программу компании. Потому что доступ к свободным дешевым денежным ресурсам западного рынка закрылся. И если мы находимся в сложном положении, то Запад - в катастрофическом. Это не я говорю, это они сами так про себя говорят.

- И чем все это закончится?

- Американцы решили вбросить в свою экономику $700 млрд. С точки зрения западных банкиров - правильные действия, только не слишком ли поздно? Потому как, вы сами знаете, уже несколько крупных мировых банков, которые влетели по полной программе, будут национализированы, то есть станут государственными. С точки зрения теории неолиберальной, консервативной экономики капитализма, это то, чего быть не может в принципе.

- Возникнет новый экономический порядок?

- По идее на развалинах того, что останется, должно формироваться что-то принципиально новое. Вот смотрите. Американская финансовая система, притягивающая к себе финансовые ресурсы как магнит, была создана во второй половине ХХ века, тогда же было принято решение, что доллар больше не обеспечивается золотым запасом. Именно такая система и довела мировую экономику до того, что разрыв между реальными ценностями и финансовыми суррогатами - колоссален. По оценке экспертов, это соотношение составляет 15 к 85. То есть 85% всех этих средств, что есть в мировой экономике, просто ничем не обеспечены.

- То есть рано или поздно все должно было кончиться, и вот, похоже, кончилось?

- Похоже, кончилось.

Премьер-министр Владимир Путин поставил главе РЖД Владимиру Якунину непростую задачу - объединить СНГ и страны Европы железнодорожными путями.

- Ну а когда все начнет выздоравливать?

- Отвечу словами тех же самых западных экспертов. Если мировой рынок на все принимаемые сейчас решения отреагирует позитивно, возможно, дальнейшее падение приостановится, хотя оно еще не завершилось. И тогда период выздоровления, возможно, начнется в конце следующего года. И займет он не неделю и даже не месяцы. Но это прогноз западных экспертов.

- Ну а вы сами-то что думаете?

- Мне трудно высказывать собственное мнение, потому что я все-таки не глубокий знаток в области финансов. А с позиции главы крупной корпорации могу сказать: то, что сейчас делают наши власти, позволяет удерживать ситуацию в стабильном состоянии. Но рост процентной ставки, наличие очень крупного корпоративного долга - все это может нашу стабильность слегка пошатнуть. Поэтому, я так понимаю, государство сейчас выявляет хорошие активы наших банков, чтобы реально их поддержать. Тем самым не допуская, чтобы эти активы вымывались из страны.

Из Москвы до Питера за три с половиной часа

- Тем не менее вы начали строительство скоростных дорог Москва - Нижний Новгород, Москва - Питер. Кризис не помешает?

- Это не пустые планы. И вполне возможно, что к концу следующего года мы их завершим. Проекты запускаем совместно с корпорацией «Сименс». И они уже проплачены авансом. Мы покупаем у них поезда «Сапсан». Их скорость доходит до 230 км/час. Еще раз повторюсь, эти планы будут реализованы. Это неизбежно. Потому что так требует наша жизнь. Потому что это будет мощным технологическим рывком. Потому что это просто необходимо нашим людям. Когда это произойдет, зависит не столько от железнодорожников, сколько от правительства. Потому что нет ни одной страны в мире, где бы скоростное сообщение строилось только на коммерческие деньги. Во всем мире вся инфраструктура строится на государственные средства. Это признак технологической развитости государства и его финансовой дееспособности. Поэтому мы считаем, что, даже если произойдет временная стагнация финансового рынка, все равно эти проекты будут реализованы. При всех финансовых потрясениях люди по-прежнему будут есть, спать, ездить и необходимые грузы перевозить.

- И за сколько часов можно будет доехать от Москвы до Питера?

- 3 часа 30 минут.

- Тогда уже и на самолете бессмысленно летать...

- Это правда.

- А вы, кстати, в Питер летаете или поездом?

- И так, и так. Все зависит от времени. Но если я могу себе позволить ночь в поезде, то предпочитаю ночь в поезде, чем час в самолете.

Построим дорогу в Европу

- Ну а кроме этих высокоскоростных поездов, что еще нас ожидает?

- В 2009 году должны появиться новые поезда на линии Хельсинки - Санкт-Петербург. Так же в следующем году за 24 часа можно будет уверенно доехать до Сочи из Москвы. Еще у нас в планах запустить двухэтажные вагоны. Завершаем строительство нового моста через Амур. В ближайшее время будем развивать направление на Китай. Начинаем восстановление железнодорожного сообщения с Северной Кореей. Потом у нас очень неплохие перспективы по запуску проекта вместе со словаками, австрийцами, немцами и итальянцами по продлению ширококолейной железной дороги - российского стандарта - до Братиславы и Вены.

- То есть дорога пойдет параллельно европейской?

- Да. Это чисто коммерческий проект. Китай так же, как и Европа, в нем заинтересован. По этой дороге мы сможем поставлять товары в Европу из Поднебесной. Сейчас договариваемся с китайцами, что у нас будет два контейнерных поезда в неделю. А так в принципе должны выйти на ежедневное сообщение.

- А страны НАТО не возмущаются? Мол, мы так же прямо в сердце Европы на бронепоезде можем приехать?

- Уже! А если серьезно - это чисто бизнес-проект. И в нем реально заинтересованы многие страны. Вот посмотрите: почему нам нужно развивать железнодорожный транспорт? Потому что есть задача от правительства развивать, например, новые газо- и нефтеносные бассейны. Но туда доехать невозможно - нужна железная дорога.

То же самое и с нашей программой по интеграции, например, с Европой. И железнодорожное сотрудничество - это самый простой способ программу осуществить. К тому же интересы общие. Чем больше мы перевезем туда товаров, тем больше они заработают. Мы повезем им грузы с Тихоокеанского бассейна, которых у европейцев по определению нет.

Значит, Европе принесем на блюдечке с синей каемочкой дополнительную работу, новый заработок. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы этот проект был совместным.

- Было сообщение, что Россия планирует купить 10% германских дорог...

- 10% мы не купим, дороговато. Но сама идея правильная! Если есть такая возможность, упускать ее нельзя. Для нас это доступ к новейшим системам управления, к их опыту, новым технологиям.

И, в конце концов, это неплохие вложения, потому что инфраструктура в отличие от спекулятивных биржевых бумаг - реальная вещь. Это «железка», локомотивы, поезда - все это реально.

О приватизации

- Вот совсем недавно РАО «ЕЭС» нас была расформирована, а что с РЖД? Есть планы по приватизации?

- Пока рано об этом говорить. Вопрос о возможной приватизации РЖД как холдинга может возникнуть после 2010 года. Мы должны завершить программу реформирования и после этого уже можем выходить с предложениями к правительству. Мы же не частная лавка, сами решения не принимаем. Но мне представляется, что это обосновано, это могло бы создать колоссальный интерес на устойчивом рынке. Но сейчас абсолютно неудобная ситуация.

О женских и мужских вагонах

- А как с экспериментом по разделению вагонов по половому признаку?

- Ну как вам сказать... Первые опросы показали, что далеко не все пассажиры восприняли это. И, что удивительно, негативно отнеслись к эксперименту именно женщины - 60% высказались против. Но эксперимент мы пока продолжаем.

Об электронных билетах

- Появилось замечательное новшество: заказ билета по Интернету. Вот только зачем потом обязательно нужно ехать на вокзал и стоять в очереди, чтобы получить этот билет?

- Могу объяснить. У нас в стране есть закон, по которому билеты являются бланками строгой отчетности. После служебной поездки пассажир обязан с копией билета прийти в бухгалтерию и сдать этот билет. На этом основании ему выдадут потраченные деньги. Но Интернет не выпускает билеты с голограммой, с защитой.

- И что, вся проблема только в законе?

- Совершенно верно. Сейчас на одном из поездов Москва - Санкт-Петербург собираемся провести эксперимент. Проводникам выдадим спецустройства. Пассажир, подходя к вагону, будет называть или показывать номер заказа, и проводник с помощью этого устройства сможет проверить, купил пассажир билет или нет. Потом, уже в вагоне, он выдаст ему билет. Это увеличит нагрузку на проводника, но зато облегчит жизнь пассажирам. Такой вот промежуточный этап. А вообще нужно, чтобы появились специальные печатающие машины, к которым будет свободный доступ пассажиров. И эти устройства должны выдавать билет, удовлетворяющий требованиям налоговой инспекции и других проверяющих органов. Это не вина или недомыслие железнодорожников, а, к сожалению, законы.

О тарифах

- А как у нас обстоит дело с частными поездами?

- Скажу так: эксперимент полностью себя оправдал. И это не единичные проекты. У нас есть, например, Гранд-экспресс - полностью частный проект. А есть поезда, которые просто берутся в аренду. Все проекты себя оправдывают, потому как ходят они на беспроигрышных направлениях. Но для того, чтобы частные перевозчики пришли и на другие направления, необходимо решить только один вопрос. Дело в том, что у нас пассажирские перевозки убыточные. Из-за того, что государство регулирует тарифы в плацкартных вагонах. Правительство считает, что покупательская способность нашего народа не позволяет устанавливать экономически обоснованные - рыночные - тарифы. И по закону государство должно компенсировать компании убытки, которые от этого возникают. В прошлом году мы достигли договоренности, что до 2010 года нам все будут компенсировать. Что произойдет после 2010-го - не скажу, никаких нормативных документов по тарифам у нас пока нет. И вполне возможно, что именно тогда появится больше желающих работать в частной сфере перевозк и пассажиров.

- Если о тарифах заговорили, на сколько все подорожает?

- У нас запланировано вполне разумное повышение цен. Не хочу заранее говорить, потому что это будет правительственное решение. Многое еще зависит от того, как продолжит развиваться финансовая ситуация. Но что касается плацкартных вагонов, тариф мы уже подняли, и достаточно существенно - на 12%. Нам рекомендовано уйти и от сезонных скидок, так что цена проезда в любом случае вырастет.

Но это все равно в несколько раз ниже себестоимости. При этом 80% пассажирских перевозок у нас проходит именно в плацкартных вагонах.

Есть и определенная психологическая проблема. У нас люди по-прежнему хотят работать по-социалистически, а жить - по-капиталистически. Они хотят ездить в хорошем поезде, но деньги платить за это не хотят. Хотят ездить в комфортабельных вагонах, но при этом не считают зазорным резать сиденья, бить стекла и бросать окурки и мусор под ноги. Комфортность пассажирских перевозок зависит в том числе и от культуры поведения самих пассажиров. Об этом у нас никогда не говорят. Принято считать, что во всем виноваты железнодорожники, по определению. Но есть то, о чем стоит задуматься и самим пассажирам.

КСТАТИ

За город - первым классом

- А электрички с первым классом будут?

- У нас уже есть такие электрички в Москве. И запросы на комфортные поезда, не скоростные, а именно на поезда с классами для людей, которые могут себе это позволить, существуют. Ведь для них поезд - это не только способ передвижения. Это повод для того, чтобы почитать, поработать с документами или побеседовать с коллегой.

Поэтому такую услугу мы рассматриваем и будем выбирать те направления пригородов Москвы, где сконцентрированы коттеджные поселки, в которых живут люди, способные позволить себе электрички первого класса. Такой поезд уже ходит у нас по кировскому направлению.

- А до «Шереметьево-1» когда уже электричка станет доходить?

- В следующем году этот проект мы завершим. Также в следующем году, возможно, нас ждет другой не менее интересный проект. Начнем объединять Малое московское железнодорожное кольцо с ветками, по которым везем пассажиров из столичных аэропортов. То есть можно будет в любом аэропорту сесть в электричку и, не выходя из нее, доехать до другого аэропорта. Полностью завершить проект планируем в 2015 году.

- А вот еще проблема. Сейчас Курский вокзал отреставрировали - блеск, красота! Но на 5 метров отойдешь - и ужас: мусор, бомжи...

- Да, есть такая проблема. Знаю, пассажирам это неприятно наблюдать, и мне это стыдно видеть. Но эту проблему можно решить только на уровне нормативных документов по градостроительству. По закону привокзальная территория - это лишь 5 метров вокруг здания. Все остальное к нам не относится. Сейчас мы вместе с мэрией Москвы и с государственным строительным комплексом ищем решения, как навести здесь порядок.

Источник: www.kp.ru

Комментарии: