Новости

 
08.09.2008
Инвестиционный инструмент
Железнодорожники предложат правительству превратить неэффективно использующиеся земли в инвестиционный инструмент

В ОАО «РЖД» готовится инициатива по внесению в уставный капитал компании около 1 млн га земельных участков, которые сегодня используются на правах аренды у федерального собственника.

Об этом на Международном экономическом форуме по недвижимости PROEstate 2008, прошедшем в Санкт-Петербурге, заявил начальник департамента управления имуществом ОАО «РЖД» Даниил Петров.

«Это позволит использовать земли с наибольшей пользой для всех – пассажира, грузоотправителя, государства – и для наиболее успешной реализации задач, поставленных перед компанией в соответствии со «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», – пояснил он.

Сегодня ОАО «РЖД» принадлежит порядка 405 тыс. зданий и сооружений и более 1 млн га земли.

Часть этих земель должна сменить сво¸ предназначение, так как нередко используется неэффективно. Классический пример – территория в несколько гектаров, располагающаяся в центре крупного города. Нередки случаи, когда на подобные объекты в сутки приходит 5 – 6 поездов, что с точки зрения экономической эффективности приносит скорее убытки, чем доходы.

Выход из этой ситуации – смена назначения земель, а также находящихся на них объектов (редевелопмент). Например, вынос станции Санкт-Петербург-Варшавский Октябрьской магистрали и застройка высвобожденной земли. В перспективе участок в 465 га, ограниченный Обводным каналом, Московским проспектом, Благодатной улицей и железной дорогой, должен превратиться в один из элитных городских микрорайонов.

По словам Даниила Петрова, вовлечение подобных объектов железнодорожной инфраструктуры в инвестиционные проекты поможет компании развивать профильную деятельность – строить новые пути и сооружения.

«Для ОАО «РЖД» редевелопмент неэффективно использующихся объектов – это источник инвестиций. По программе «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» у компании должны появиться тысячи новых путей и станций. Возникает вопрос, где брать средства, ведь бюджет компенсирует лишь часть необходимых затрат. По договор¸нности с инвесторами они либо возмещают стоимость участков в денежном эквиваленте, либо отстраивают ОАО «РЖД» необходимую по программе развития инфраструктуру», – сказал Даниил Петров.

Помимо этого, на землях, принадлежащих РЖД, есть объекты, которые нельзя использовать иначе как под железнодорожную инфраструктуру. Однако сегодня в компании готовится проект изменения полномочий в части распоряжения землями, которые запрещены или ограничены в ином использовании.

«Наша задача – максимально сократить список таких земель, к ним, как правило, относятся магистральные и полувоенные пути», – сказал Даниил Петров.

Основной оператор по редевелопменту железнодорожных территорий, использующихся недостаточно эффективно, – ЗАО «Желдорипотека».

По словам генерального директора ЗАО «Желдорипотека» Виталия Вотолевского, проблемы, связанные с развитием территорий ОАО «РЖД», носят правовой характер.

«В территориях ОАО «РЖД» есть своя специфика. Так, например, сегодня большая часть земель компании носит статус федеральных, на которые у компании оформлена долгосрочная аренда на 49 лет. Как и любой арендатор, компания урезана в своих правах. Мы не можем свободно открывать и закрывать пути и станции. По закону нам необходимо на это разрешение правительства, а на то, чтобы добиться этого разрешения, уходят долгие месяцы, и инвестор вынужден ждать», – сказал Виталий Вотолевский.

Пока в этой ситуации единственный выход – создание координационных советов, куда входят представители РЖД и региональных властей.

«Практика показала, что процедуры согласований сокращаются в разы. Не надо вести многолетнюю переписку с органами власти, если е¸ представители входят в координационный совет», – сказал Виталий Вотолевский.

Так, например, в координационном совете, в который входят представители ОАО «РЖД» и правительства Москвы, была разработана схема развития Московского железнодорожного узла, а в Санкт-Петербурге губернатор города Валентина Матвиенко и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписали соглашение о стратегическом партн¸рстве.

Источник: Гудок

Комментарии:


Смотрите описание http://www.lukoil-garant.ru/ на нашем сайте.